АВТОМАТ

Статья из журнала "Автомеханик"

 

Не забудьте напомнить клиенту!

Хотя правила эксплуатации автомобилей с автоматическими трансмиссиями приведены в «Руководстве по эксплуатации» и все, по идее, должны их знать, основной причиной выхода АКПП из строя остается неграмотное ее использование и обслуживание.

Напомним кратко основные режимы АКПП. Управление автоматической коробкой передач осуществляется селектором (рычагом) режимов, который, как правило, расположен на тоннеле пола или на рулевой колонке и имеет положения Р R N D 3 2 1.

Режим D или 3 используется для движения автомобиля вперед в нормальных дорожных условиях. В этом режиме АКПП автоматически переключает передачи 1, 2, 3 в зависимости от положения педали газа и скорости автомобиля. Точки переключения передач зависят также и от того, для какой страны изготовлен ваш автомобиль, и от экологических требований данной страны к токсичности выхлопа автомобиля.

Режим 1 или L (low) используется для движения в сложных дорожных условиях с небольшой скоростью и пробуксовкой. АКПП в этом случае работает с большим передаточным числом и создает максимальное тяговое усилие, не переключаясь на высшие передачи.

Режим 2 используется в горной местности на спусках или при гололеде. Этот режим позволяет осуществлять торможение автомобиля двигателем, что является оптимальным при движении в гористой местности или в условиях зимней распутицы.

Режим R используется при движении задним ходом.

Режим N — это режим нейтрали. Следует помнить, что в этом режиме трансмиссия автомобиля «разомкнута».

Запустив двигатель автомобиля, необходимо выждать несколько секунд для того, чтобы АКПП пришла в рабочее состояние. В холодное время года после запуска двигателя настоятельно рекомендуется дождаться, когда из системы отопления са- лона автомобиля пойдет теплый воздух; за это время коробка передач достигнет рабочей температуры, так как системы охлаждения АКПП и двигателя связаны между собой (радиатор АКПП находится вну три радиатора системы охлаждения двигателя). В то же время необходимо заметить, что нежелательно в холодное время начинать движение в положении R (назад) до полного прогрева АКПП: это может привести к разрушению планетарного механизма из-за большой вязкости трансмиссионной жидкости.

Для трогания с места необходимо сначала нажать на тормоз (ПРАВОЙ НОГОЙ) и переместить селектор в соответствующее положение. После включения коробки передач педаль тормоза отпускают и автомобиль медленно начинает двигаться. Для увеличения скорости используется только изменение положения педали газа.

Нет необходимости при движении на спусках переводить рычаг в положение N (нейтраль) для движения накатом, так как АКПП имеет обгонную муфту и для движения накатом достаточно просто убрать ногу с педали газа. Также не следует забывать, что если при движении в режиме CRUISE CONTROL (режим автоматического поддержания скорости) перевести рычаг управления режимами АКПП в положение N, то скорость движения автомобиля уменьшится и компьютер управления начнет прибавлять обороты двигателя, а поскольку автомобиль не ускоряется, двигатель может превысить допустимые обороты, что может привести к серьезным поломкам.

Остановившись на светофоре, необходимо удерживать автомобиль ножным тормозом, не переводя рычаг управления режимами коробки в положение N, если время остановки не превышает 40 секунд (что примерно соответствует времени рабочего цикла светофора).

Для движения автомобиля назад необходимо полностью остановить автомобиль ножным тормозом и только после этого перевести рычаг в положение R.

Паркуя автомобиль, необходимо полностью его остановить ножным тормозом, затем включить стояночный тормоз и только после этого перевести рычаг в положение Р (парковка). При несоблюдении этих условий, если автомобиль паркуется на поверхности хотя бы с небольшим уклоном, то для снятия с режима Р придется применять усилие, пропорциональное углу наклона поверхности стоянки, так как зубья механизма блокировки коробки передач имеют форму «ласточкин хвост» (с самозахватом), а большое усилие при снятии

АКПП с положения Р может привести к разрушению троса управления АКПП или внутренним повреждениям. Режим Р используется для длительной стоянки; для кратковременной остановки автомобиля следует перевести рычаг АКПП в положение N (нейтраль) и использовать стояночный тормоз. Выполняя какие-либо сервисные работы на полноприводных автомобилях (например. Grand Cherokee), связанные с демонтажам переднего карданного вала, обязательно пользуйтесь стояночным тормозом, так как в положении Р рычага управления режимами коробки передач блокируется только выходной вал АКПП, а не вал раздаточной коробки, и автомобиль может самопроизвольно покатиться при наличии даже небольшого уклона поверхности.

Представим себе довольно распространенную ситуацию: на сервис приехал клиент с жалобами на неудовлетворительную работу автоматической коробки передач. Не спешите хвататься за гаечные ключи и приступать к демонтажу АКПП:

возможно, проблемы возникли совсем не в ней. Или не совсем в ней. А может, этот «чайник» только что познакомился со своей коробкой, причем неудачно... В любом случае — слово Сергею Ткачеву, генеральному директору компании «Регистр АКПП».

Диагностика АКПП

Всякое может случиться. По той или иной причине правила эксплуатации АКПП могут быть нарушены владельцем автомобиля, а может быть, просто напомнит когда-нибудь о себе ее «почтенный» возраст. Конечно, можно продиагностиро-вать автоматическую коробку на специализированном сервисе, но знание основ диагностики делает честь любому сервисмену, тем более что не всегда сбои в работе АКПП возникают по причине ее неисправности. Они могут возникнуть и из-за неисправностей систем двигателя, топливной или выхлопной системы автомобиля.

Приведем пример одного из симптомов, не связанных с неисправностью коробки: автомобиль не набирает скорость и АКПП не переключается на высшую передачу даже при сильном нажатии на педаль газа, — но в то же время, если нажать на педаль газа плавно, то автомобиль разгоняется нормально.

Еще один характерный симптом, не связанный с неисправностью АКПП: при резком нажатии на педаль газа автомобиль сбавляет скорость, а не увеличивает ее, и при этом могут быть слышны хлопки в воздухоочистителе двигателя. Вышеперечисленные дефекты возникают, как правило, по причине недостаточного давления топлива из-за: засоренного топливного фильтра, неисправного бензонасоса, неисправного регулятора давления топлива, деформированного топливопровода или при повышенном давлении в выхлопной системе при разрушении или плохой проходимости катализатора, замятой выхлопной трубе.

Некорректная работа электронных датчиков двигателя также может оказывать влияние на работу «автомата». Например, неисправность датчика положения дроссельной заслонки приводит к переключению передач на очень высоких оборотах двигателя.

Если предположить, что причину неисправности автомобиля нужно искать именно в автоматической коробке передач, то начинать необходимо с проверки уровня трансмиссионной жидкости (ТЖ) в АКПП. 0 том, как правильно это сделать, мы рассказывали в № 9 и № 10 «Автомеханика» за этот год. Затем необходимо обратить внимание на индикаторы режимов работы АКПП.

Например, если на машине установлена АКПП с электронно-гидравлическим или электронным управлением, то мигание индикатора O/D или O/D OFF говорит о том, что в АКПП или ее электрических компонентах возникла неисправность. Какая конкретно — можно определить только при помощи диагностического прибора.

В некоторых автомобилях с электронным управлением АКПП отсутствует индикатор O/D или O/D OFF, и при возникновении ошибок коробка передач принудительно переводится в аварийный режим, что означает наличие только одной или двух передач вперед и задней передачи. Такой режим работы АКПП позволяет доехать для устранения неисправности до сервисной станции на небольшой скорости, в пределах 40—60 км/ч; при этом показания тахометра ни в коем случае не должны превышать 2,5—3 тыс. об/мин, и необходимо следить за температурой двигателя.

Бывает и так, что после остановки автомобиля и выключения двигателя при повторном его запуске АКПП может вновь заработать штатно. Но и в этом случае рекомендуется обратиться в специализированный сервис для диагностирования АКПП, так как отметка о сбое в ее работе будет записана в память управляющего компьютера. Для сохранения отметки в памяти компьютера не следует отключать аккумуляторную батарею (АКБ); отключение АКБ от бортовой электросети приведет к сбросу памяти и невозможности ее считывания диагностическим прибором.

Одним из приемов несложной диагностики состояния АКПП служит регистрация оборотов двигателя, при которых происходит переключение передач. Так, для штатной работы АКПП характерно переключение передач вверх на каждые 1,5—2 тыс. об/мин, двигателя, в случае плавного нажатия на педаль газа и движения автомобиля по прямой без спусков и подъемов. В зависимости от нажатия на педаль газа, точка переключения передач может смещаться от 2 тыс. об/мин, до 4,5 тыс. об/мин.; это зависит также от типа АКПП и двигателя автомобиля. Переключение должно происходить мягко, без резких ударов и толчков. В автомобиле, где установлена АКПП с электронным управлением, переключения передач заметны только по изменению показаний стрелки тахометра. Если переключение передач сопровождается ударом, то это может быть связано не только с неисправностью АКПП, но и происходить из-за изношенности опор двигателя и АКПП, приводов (ШРУСов), крестовин карданного вала или тормозных скоб в местах упора колодок.

В случае, если при разгоне автомобиля на некоторых передачах переключение происходит «затянуто», — то есть обороты двигателя растут, а скорость не увеличивается или даже падает, — то это говорит об износе фрикционных дисков и тормозных лент. Признаком такого износа служит определенное изменение цвета трансмиссионной жидкости и появление у нее резкого запаха. В этом случае АКПП необходим текущий ремонт. Продолжение эксплуатации такого автомобиля неизбежно приведет к более серьезным и дорогостоящим поломкам автоматической коробки передач: выходу из строя планетарных механизмов, износу ведущих валов, выходу из строя гидротрансформатора.

Если автомобиль движется нормально, без ощутимых изменений, а после кратковременной остановки перестает двигаться вообще, то АКПП также необходим ремонт.

Нередко бывает и так, что вечером автомобиль передвигался как всегда, а утром не трогается с места при переводе рычага управления в одно из положений. В таких случаях в первую очередь рекомендуется проверить уровень трансмиссионной жидкости в АКПП и посмотреть, не вытекает ли ТЖ. Если обнаружилось, что уровень жидкости увеличился, то не следует доводить его до нормы; лучше всего, не затягивая, обратиться в специализированный сервис.

Следует обращать пристальное внимание и на посторонние звуки, возникающие при разгоне автомобиля, торможении и переключении передач или в поворотах. В этом случае также необходимо разобраться в их происхождении, поскольку появление посторонних звуков может быть связано с повреждением дифференциала, который в автомобилях с передним приводом установлен в корпусе АКПП. Дальнейшая эксплуатация такого автомобиля может привести к заклиниванию оси дифференциала, разрушению корпуса АКПП и, соответственно, к дорогостоящему ремонту АКПП с заменой корпуса. Такие неисправности особенно характерны для автомобилей CHRYSLER, FORD, TOYOTA и др. с мощными моторами V6 2.5L, 3.0L, 3.3L и тяжелым кузовом (минивэны) при их интенсивной эксплуатации.

 

Автомеханик

 


Grand Cherokee Двигатели Мосты Раздаточные коробки Подвеска