Вагониру - 50!
Статья из журнала FourWheeler
Мало кто помнит о том, что в этом году Jeep
Wagoneer празднует свое 50-ти летие. Я не призываю вас рассылать по
этому поводу поздравительные открытки, но это на самом деле очень
важная дата в истории SUV и любителей и энтузиастов оффроуда.
Jeep Wagoneer сделал внедорожники мейнстримом американского
автомобилестроения и оказал решающее влияние на формирование облика
Sport Utility Vehicles как таковых.
В середине 50-х только
что сформированному холдингу Kaiser-Willys стало ясно, что старому
Utility Station Wagon, который выглядел все так же стильно, как и в
конце 40-х, когда он дебютировал, пора бы уже на покой. Первые
эскизные наброски новой машины обрели форму в конце 50-х под кодовым
названием J-100.
Старичок и Претендент в 1959 году. Совершенно ясно, что
в 1959-ом старый Jeep Utility Wagon выглядел уже старомодным
баяном. У Willys не было такого огромного бюджета на
разработки, как у «большой тройки», но, тем не менее,
компания потратила всего 4 года на разработку полностью
готового к выпуску Wagoneer. Автомобиль справа – это
прототип, т.н. Malibu, созданный в начале работ по проекту
J-100. Сейчас уже сложно говорить о ценах на Wagoneer в
начале выпуска, но в прайслисте за 1973 значится цена
$6,554.50, что в пересчете на 2013 год составляет $35,410.00 |
В декабре 1959 уже
несколько прототипов под названием Malibu и Berkely весело колесило
по дорогам испытательных полигонов. Несмотря на высокую степень
проработки они не пошли в серию, а финальный вариант – результат
проекта J-100, пошел в производство под торговой маркой Wagoneer.
Ранний Wagoneer овеян как громкой доброй, так и дурной славой за
некоторые инновации в виде шестицилиндрового двигателя OHC Tornado и
передней подвески IFS. Tornado был спроектирован A.C. Санпьетро,
талантливым инженером, имевшим опыт проектирования гоночных моторов.
Tornado был первым верхневальным (OHC – Overhead Camshaft)
«грузовым» двигателем и одним из немногих американских верхневальных
двигателей вообще. Санпьетро была дана полная свобода действий и
мизерный бюджет для разработки нового двигателя для новой машины.
Поэтому он взял конструкцию блока от старого доброго и надежного
Kaiser Supersonic Six и Willys Hurricane, стер ластиком клапаны,
начертил распредвал в головке блока и – вуаля! Tornado появился на
свет. Двигатель получился очень «злым», с «взрывным» характером и
самым мощным, в то время, на американском рынке. К сожалению,
двигатель имел некоторые «детские» болезни, которые постоянно
портили ему репутацию и он был «всего лишь» шестицилиндровым в эпоху
«V-8-or-go-home» (или у тебя V-8, или вали домой, неудачнег!). В
1965 году Tornado был заменен на AMC Six (тогда же появилась опция
V-8 для Wagoneer), но тем не менее двигатель прожил долгую и
успешную жизнь на грузовиках Kaiser, выпускавшихся в Аргентине до
начала 80-ых. Так же он устанавливался на военные версии Gladiator
(M-715) с 67-го по 69-ый года.
Знакомьтесь – это Malibu, о котором вы вряд ли что-либо
слышали. Malibu имел стеклопластиковый кузов, установленный
на раму от Utility вместе с рядной шестеркой объемом 226
«кубодюймов». Всего было построено несколько концептов в
варинтах 4х4 и 4х2. Вариация Berkeley отличалась формой
крыши. По канонам 50-х годов все выглядело очень хорошо, но
вопрос был в том – сможет ли новая машина стать «иконой
стиля» на дорогах 60ых? Радиаторная решетка и фары выглядят
узнаваемо, но только потому, что это решение было
использовано при «рестайле» в 1965-ом. |
|
По каким-то причинам, в 1960-ом году от дизайна
Malibu отказались в пользу более брутального стиля. На фото
– поздний концепт Wagoneer 1960 года в пластилине, все еще
несколько угловатый и «коренастый». |
|
Вариант 1961 года в пластилине: обратите внимание на
колпаки дисков колес. Спереди они несут эмблемы Jeep, а
сзади – Willys. В это время как раз руководство компании
выбирало между Jeep и Willys – с каким из брендов будет
ассоциироваться новый автомобиль. |
|
Заканчивается 1962 год, Jeep обрастает производственными
мощностями и двух-дверный концепт Джима Марски показывает –
каким будет Wagoneer. Несмотря на то, что до выпуска первой
серийной машины еще два года, образ уже почти закончен.
Кстати, серийная двух-дверная модель будет доступна только
лишь в 1967 году, после чего почит в бозе до 1974 года,
когда будет представлена версия Cherokee на плтаформе SJ. SJ
означает – Senior Jeep, так во внутризаводской документации
назывались «большие джипы». |
|
Независимая передняя подвеска 4х4 IFS, предлагаемая как опция,
была порождена больным, но плодовитым разумом Майка Ордорики – шефа
отдела подвески Willys. Равно, как и двигатель Tornado, это была
инновация, которую в то время на рынке США не предлагал никто. По
каким-то причинам, IFS была доступна покупателям только в 1965 году,
равно как и Tornado Six.
Конец 1965-го года принес собой
настоящую инновацию в мир SUV: Wagoneer Super Custom или Super
Wagoneer был представлен публике. Это был первый «кадиллак для
ковбоя», способный конкурировать по части роскоши с чистокровными
лимузинами, полностью сохраняющий, при этом, все свои внедорожные
качества. Проходимость, правда, была несколько ограничена более
низким клиренсом, «дорожными» шинами и «односкорстной» раздаткой, но
при этом это был отличный всепогодный автомобиль для небедных людей,
имеющих недвижимость в сельской местности.
1965 год – пожалуй это последний раз, когда Jeep
по-настоящему разрывал шаблоны и подрывал устои, представив
Super Wagoneer как модель 66-го года. Компания отбросила все
ограничения, попытавшись совместить роскошь и полный привод.
Super Wagoneer имел под капотом табун из 270 лошадей,
погоняемый «четырех-баррельной» версией V-8 AMC-327,
шикарную шумоизоляцию, селектор АКПП на центральной консоли,
экстра-плюшевые «ковшовые» сиденья и коврики, гидровакуумный
усилитель тормозов и гидроусилитель руля. А еще там были
High-End акустическая система и электропривод заднего
стекла! Снаружи все это великолепие подчеркивалось виниловым
покрытием крыши, хромированными рейлингами, отделкой
«бортов» под дерево и шикарными колесными дисками. То – что
доктор прописал! На снимке – модель 69-го года, последнего
года выпуска Super Wagoneer. В 1967 году продажная цена на
Super Wagoneer составляла USD7,627 , что в пересчете на 2013
год составляет USD53,000. В том же 1967 году за USD7,000
можно было купить Cadillac! |
|
В 70-х Wagoneer постепенно занял свою нишу на рынке престижных
моделей. В 74-ом, когда был представлен Cherokee, случился нефтяной
кризис и «низкий» доллар похоронил «большой» Jeep. Недорогие версии
Wagoneer больше не предлагались покупателям. В 1975 году на Wagoneer
появились деревянные панели и машина стала выглядеть так, как ее и
помнят все, когда вспоминают о Wagoneer.
Нефтяной кризис нанес страшный удар по AMC, спешно были
спроектированы XJ Cherokee и Wagoneer на базе XJ, которые должны
были заменить Wagoneer, который, к тому времени, должен был
называться Grand Wagoneer и умереть под этим названием. Но Big Jeep
и не думал умирать! Wagoneer все еще был популярен среди "людей
лебедки" и аристократии, особенно, среди владельцев лошадей, которые
использовали Wagoneer для перевозки прицепов с лошадьми и прочих
всяческих яхт. И даже в 1987 году, когда Range Rover дебютировал на
американском рынке, а Chrysler выкупил многострадальную марку Jeep,
Wagoneer все еще неплохо продавался! Клиническая смерть Wagoneer
наступила по причине существования менеджеров Chrysler. Многие
говорят о том, что это была скорее корпоративная эвтаназия, нежели
смерть по естественным причинам. Wagoneer все еще был достаточно
популярным и легко продавался в количестве до 20,000 машин в год, но
к тому времени Wagoneer уже был «кошмаром производственника» по той
простой причине, что для его производства была нужна масса «родных»
комплектующих от АМС, которая к тому времени уже позакрывала заводы,
эти комплектующие производившие. Wagoneer умер с криком «Я все
еще конкурентоспособен!» в 1991-ом, когда последний Wagoneer
выкатился из сборочного цеха в Толедо.
|
The Final Edition. Свою смерть Wagoneer встретил в 1991
году в этом облике. Произведено всего лишь 1560 машин,
которые сейчас являются предметом вожделения фанатов марки
Jeep. Облик несколько старомоден, но очень стилен, вызывает
ассоциации с Джоном Уэйном в смокинге. Круто и стильно!
|
С юбилеем тебя, Wagoneer!
Статью перевел CheeRock,
17 Сентября 2013
|