Главная страница

      Jeep »  История » Jeep Wagoneer (SJ) »

 

Вагониру - 50!

Статья из журнала FourWheeler

 Кликните для увеличения

Мало кто помнит о том, что в этом году Jeep Wagoneer празднует свое 50-ти летие. Я не призываю вас рассылать по этому поводу поздравительные открытки, но это на самом деле очень важная дата в истории SUV и любителей и энтузиастов оффроуда.
Jeep Wagoneer сделал внедорожники мейнстримом американского автомобилестроения и оказал решающее влияние на формирование облика Sport Utility Vehicles как таковых.

В середине 50-х только что сформированному холдингу Kaiser-Willys стало ясно, что старому Utility Station Wagon, который выглядел все так же стильно, как и в конце 40-х, когда он дебютировал, пора бы уже на покой. Первые эскизные наброски новой машины обрели форму в конце 50-х под кодовым названием J-100.
Кликните для увеличения

Старичок и Претендент в 1959 году. Совершенно ясно, что в 1959-ом старый Jeep Utility Wagon выглядел уже старомодным баяном. У Willys не было такого огромного бюджета на разработки, как у «большой тройки», но, тем не менее, компания потратила всего 4 года на разработку полностью готового к выпуску Wagoneer. Автомобиль справа – это прототип, т.н. Malibu, созданный в начале работ по проекту J-100. Сейчас уже сложно говорить о ценах на Wagoneer в начале выпуска, но в прайслисте за 1973 значится цена $6,554.50, что в пересчете на 2013 год составляет $35,410.00

В декабре 1959 уже несколько прототипов под названием Malibu и Berkely весело колесило по дорогам испытательных полигонов. Несмотря на высокую степень проработки они не пошли в серию, а финальный вариант – результат проекта J-100, пошел в производство под торговой маркой Wagoneer.
Ранний Wagoneer овеян как громкой доброй, так и дурной славой за некоторые инновации в виде шестицилиндрового двигателя OHC Tornado и передней подвески IFS. Tornado был спроектирован A.C. Санпьетро, талантливым инженером, имевшим опыт проектирования гоночных моторов. Tornado был первым верхневальным (OHC – Overhead Camshaft) «грузовым» двигателем и одним из немногих американских верхневальных двигателей вообще. Санпьетро была дана полная свобода действий и мизерный бюджет для разработки нового двигателя для новой машины. Поэтому он взял конструкцию блока от старого доброго и надежного Kaiser Supersonic Six и Willys Hurricane, стер ластиком клапаны, начертил распредвал в головке блока и – вуаля! Tornado появился на свет. Двигатель получился очень «злым», с «взрывным» характером и самым мощным, в то время, на американском рынке. К сожалению, двигатель имел некоторые «детские» болезни, которые постоянно портили ему репутацию и он был «всего лишь» шестицилиндровым в эпоху «V-8-or-go-home» (или у тебя V-8, или вали домой, неудачнег!). В 1965 году Tornado был заменен на AMC Six (тогда же появилась опция V-8 для Wagoneer), но тем не менее двигатель прожил долгую и успешную жизнь на грузовиках Kaiser, выпускавшихся в Аргентине до начала 80-ых. Так же он устанавливался на военные версии Gladiator (M-715) с 67-го по 69-ый года.


Кликните для увеличения

Знакомьтесь – это Malibu, о котором вы вряд ли что-либо слышали. Malibu имел стеклопластиковый кузов, установленный на раму от Utility вместе с рядной шестеркой объемом 226 «кубодюймов». Всего было построено несколько концептов в варинтах 4х4 и 4х2. Вариация Berkeley отличалась формой крыши. По канонам 50-х годов все выглядело очень хорошо, но вопрос был в том – сможет ли новая машина стать «иконой стиля» на дорогах 60ых? Радиаторная решетка и фары выглядят узнаваемо, но только потому, что это решение было использовано при «рестайле» в 1965-ом.

 
Кликните для увеличения

По каким-то причинам, в 1960-ом году от дизайна Malibu отказались в пользу более брутального стиля. На фото – поздний концепт Wagoneer 1960 года в пластилине, все еще несколько угловатый и «коренастый».

 

Кликните для увеличения

Вариант 1961 года в пластилине: обратите внимание на колпаки дисков колес. Спереди они несут эмблемы Jeep, а сзади – Willys. В это время как раз руководство компании выбирало между Jeep и Willys – с каким из брендов будет ассоциироваться новый автомобиль.

 

Кликните для увеличения

Заканчивается 1962 год, Jeep обрастает производственными мощностями и двух-дверный концепт Джима Марски показывает – каким будет Wagoneer. Несмотря на то, что до выпуска первой серийной машины еще два года, образ уже почти закончен. Кстати, серийная двух-дверная модель будет доступна только лишь в 1967 году, после чего почит в бозе до 1974 года, когда будет представлена версия Cherokee на плтаформе SJ. SJ означает – Senior Jeep, так во внутризаводской документации назывались «большие джипы».

 

Независимая передняя подвеска 4х4 IFS, предлагаемая как опция, была порождена больным, но плодовитым разумом Майка Ордорики – шефа отдела подвески Willys. Равно, как и двигатель Tornado, это была инновация, которую в то время на рынке США не предлагал никто. По каким-то причинам, IFS была доступна покупателям только в 1965 году, равно как и Tornado Six.

Конец 1965-го года принес собой настоящую инновацию в мир SUV: Wagoneer Super Custom или Super Wagoneer был представлен публике. Это был первый «кадиллак для ковбоя», способный конкурировать по части роскоши с чистокровными лимузинами, полностью сохраняющий, при этом, все свои внедорожные качества. Проходимость, правда, была несколько ограничена более низким клиренсом, «дорожными» шинами и «односкорстной» раздаткой, но при этом это был отличный всепогодный автомобиль для небедных людей, имеющих недвижимость в сельской местности.

Кликните для увеличения

1965 год – пожалуй это последний раз, когда Jeep по-настоящему разрывал шаблоны и подрывал устои, представив Super Wagoneer как модель 66-го года. Компания отбросила все ограничения, попытавшись совместить роскошь и полный привод. Super Wagoneer имел под капотом табун из 270 лошадей, погоняемый «четырех-баррельной» версией V-8 AMC-327, шикарную шумоизоляцию, селектор АКПП на центральной консоли, экстра-плюшевые «ковшовые» сиденья и коврики, гидровакуумный усилитель тормозов и гидроусилитель руля. А еще там были High-End акустическая система и электропривод заднего стекла! Снаружи все это великолепие подчеркивалось виниловым покрытием крыши, хромированными рейлингами, отделкой «бортов» под дерево и шикарными колесными дисками. То – что доктор прописал! На снимке – модель 69-го года, последнего года выпуска Super Wagoneer. В 1967 году продажная цена на Super Wagoneer составляла USD7,627 , что в пересчете на 2013 год составляет USD53,000. В том же 1967 году за USD7,000 можно было купить Cadillac!

 

Кликните для увеличения

В 70-х Wagoneer постепенно занял свою нишу на рынке престижных моделей. В 74-ом, когда был представлен Cherokee, случился нефтяной кризис и «низкий» доллар похоронил «большой» Jeep. Недорогие версии Wagoneer больше не предлагались покупателям. В 1975 году на Wagoneer появились деревянные панели и машина стала выглядеть так, как ее и помнят все, когда вспоминают о Wagoneer.

Кликните для увеличения Кликните для увеличения

Нефтяной кризис нанес страшный удар по AMC, спешно были спроектированы XJ Cherokee и Wagoneer на базе XJ, которые должны были заменить Wagoneer, который, к тому времени, должен был называться Grand Wagoneer и умереть под этим названием. Но Big Jeep и не думал умирать! Wagoneer все еще был популярен среди "людей лебедки" и аристократии, особенно, среди владельцев лошадей, которые использовали Wagoneer для перевозки прицепов с лошадьми и прочих всяческих яхт. И даже в 1987 году, когда Range Rover дебютировал на американском рынке, а Chrysler выкупил многострадальную марку Jeep, Wagoneer все еще неплохо продавался! Клиническая смерть Wagoneer наступила по причине существования менеджеров Chrysler. Многие говорят о том, что это была скорее корпоративная эвтаназия, нежели смерть по естественным причинам. Wagoneer все еще был достаточно популярным и легко продавался в количестве до 20,000 машин в год, но к тому времени Wagoneer уже был «кошмаром производственника» по той простой причине, что для его производства была нужна масса «родных» комплектующих от АМС, которая к тому времени уже позакрывала заводы, эти комплектующие производившие.
Wagoneer умер с криком «Я все еще конкурентоспособен!» в 1991-ом, когда последний Wagoneer выкатился из сборочного цеха в Толедо.

Кликните для увеличения Кликните для увеличения

The Final Edition. Свою смерть Wagoneer встретил в 1991 году в этом облике. Произведено всего лишь 1560 машин, которые сейчас являются предметом вожделения фанатов марки Jeep. Облик несколько старомоден, но очень стилен, вызывает ассоциации с Джоном Уэйном в смокинге. Круто и стильно!

 

С юбилеем тебя, Wagoneer!

Статью перевел CheeRock, 17 Сентября 2013

 


Общие разделы

VIN- декодер | Шинный калькулятор | Подвеска | Мосты | Блокируемые дифференциалы | Карданные валы | Коробки передач | Раздаточные коробки | Лебедки | Амортизаторы | Аксессуары | Конверторы единиц измерения | История моделей

 


Главная страница