Главная страница

      Jeep »  Cherokee »  Часто задаваемые вопросы (FAQ) »

 

Мотор заднего стеклоочистителя от автомобиля ВАЗ

 Краткое описание работы электрики.
На основе машины 1991-го модельного года.
Разъем к которому подключается задний стеклоочиститель имеет четыре контакта. «Земля», «Зажигание включено – 12 вольт», «Очиститель» и «Омыватель». На листе 1 размещена таблица сигналов на этом разъеме в различных режимах работы.
Внутри привод стеклоочистителя имеет фигурное контактное кольцо и набор контактных щеток (лист 3). Смысл всей конструкции в том, что при включенном зажигании и отсутствии внешних управляющих сигналов привод уходит в зону торможения (на схеме – угол торможения) и там пребывает в ожидании. Если, подачей напряжения на двигатель, сдвинуть его с места так, чтобы он вышел из «угла выключения питания», далее привод совершит почти полный оборот до очередного захода в мертвую зону (угол выключения питания). Кроме этого имеются цепи управления двигателем в электронном блоке. Электронный блок вырабатывает импульс запускающий двигатель и отрабатывает временные интервалы для стартстопного режима стеклоочистителя и для непрерывной работы его в течение нескольких проходов при включении омывателя. Собственно, двигателем управляет находящееся в блоке реле. Временные интервалы вырабатывает 555-й таймер. Реле включает двигатель, когда надо вывести механизм стеклоочистителя из «угла выключения питания» и затем закорачивает одну из щеток контактной системы на землю. Когда механизм завершает цикл, питание мотора отключается и после этого мотор закорачивается на землю для обеспечения динамического торможения.
В оригинальном и ВАЗовском механизмах есть несущественные отличия в контактах, которые не мешают нормальной работе всей электрической части. Щетки на ВАЗовском механизме расположены не так, как на оригинальном, но это также не играет особого значения. В принципе, если есть сомнения, можно взять источник питания и омметр и пронаблюдать работу всей щеточной системы. Распайка проводов для механизма от ВАЗ 2112 приведена на листе 2. Требуются незначительные механические доработки узла. Крепления механизма на оригинале и на ВАЗ-2112 расположены с разных сторон, соответственно и резьба нарезана с разных сторон. Отверстия сквозные, резьба обычная М6, расстояния между отверстиями одинаковые. Берется метчик на 6 мм и резьба прорезается насквозь. Если метчик короткий – тогда просто режется в эти же отверстия с другой стороны. Валы механизмов имеют одинаковые диаметры, но длина оригинального немного больше и крепеж щеткодержателя другой. Можно заказать знакомому токарю сделать насадку по образу и подобию хвостовика от оригинального механизма (лист 4), а можно, если оригинал не жалко просто отрезать часть трубки в которой проходит вал от него.
С ВАЗовского очистителя надо снять пластмассовую насадку – она просто надета на вал и нам не нужна. Также надо подрезать пластмассовый вкладыш, надетый на втулку оригинального очистителя и укоротить резьбу под наружную гайку. Точных размеров я не снимал – взял ножовку и напильник и подогнал все по месту. Принцип крепления несколько меняется – родной стеклоочиститель крепится двумя болтами за кронштейн и притягивается за хвостовик гайкой. У переделанного ВАЗовского сохраняется крепление двумя болтами, а хвостовик проходит через изготовленную втулку и снаружи на него надевается ВАЗовская же щетка (я брал от 2104 - она, мне кажется, больше всех подходит. Щетка зажимает изготовленную втулку и обеспечивает третью точку крепления. Немного хуже, чем в оригинале, но вроде терпимо. Если заказывать переходник токарю – можно сделать нормальное жесткое крепление. Трубка омывателя с форсункой от родного устройства переносится на ВАЗовский щеткодержатель, а для щетки надо изготовить несложный переходник. Можно насадить щетку от 2101, но прыскалка тогда не очень удачно льет воду – не на стекло, а прямо на щетку. В общем это уже дела мелкие и их можно делать кому как нравится.

chief

Кликните для увеличения Кликните для увеличения Кликните для увеличения Кликните для увеличения

1. Электронный блок и реле - они уже есть внутри мотора от 2112 или их надо ваять? Или они есть в самом гранде? Из объяснений не ясно.

--- Электронный блок есть на моторе от 2112, но он своеобразный. Я использовал блок, который стоял на родном моторе и все написанное относится как раз к ситуации, когда родной блок есть. Вазовский, очевидно в чем-то похож и его тоже приделать можно, но я с ним не стал разбираться, т.к. проверив углы работы контактов пришел к выводу, что все будет хорошо фунтициклировать с родным блоком электроники.

 2. Про другой крепеж щеткодержателя - я правильно понимаю, что изощрения с втулкой и токарем были нужны чтобы присобачить щетку (не сам дворник, а машущую палку) от гранда?

-- "Машущую палку" :о))) я присобачил от ВАЗ-2104, а изощрения были нужны, поскольку на моторчике от 2112 просто по другому сделано все обрамление выходного вала. У родного дворника - длинный дейдвуд торчит с резьбой на конце и профилировано все под крепление к дверке, а в моторчике от 2112 просто надета пластмассовая втулочка и все.

Иначе не ясно, нафиг нужен переходник если можно просто взять мотор вазовский с родной вазовской щеткой, которая явно на него должна подходить без всяких переходников.

--- Щетка как раз и подходит, но образуется некий побел между корпусом привода дворника и задней дверкой машины :о))

3. Там в схеме указано какой-то диод. Он уже есть в моторе от 2112 или его надо туда навесить самостоятельно?

-- по правде сказать - уже не помню. Он был на родном моторчике, а вот на ВАЗовском - сразу и не скажу.... Ну в общем сделал я все "по образу и подобию"... Времени -то уж год почти прошел...
Диоды в таких случаях обычно ставят для защиты контактов реле от выгорания, транзисторов от пробоя при пуске или стопе двигателя, либо, чтобы можно было через него какой-то ток пустить. Зачем он именно там, я сейчас уже не помню.

4. Вообще я правильно понимаю, что мне ничто не помешает сделать метчиком резьбу в моторе, повесить его на заднюю дверь вместе с вазовской щеткой без всяких переходников и он туда встанет нормально?

Для просто Чероки - смотри выше. На крепление внутри двери он встанет, но у него есть еще и крепление за втулку выходного вала привода, а у ВАЗ 2112 таковое вообще отсутсвует. Т.е. не будешь же тонкий вал от привода протаскивать через довольно большую дыру в дверке и так и оставлять... У Жипи все это закрывается специальным колпачком, колпачок притягивается гайкой, гайка наворачивается на резьбу на том самом дейдвуде у выходного вала. А внутри дейдвуда проходит и вращается сам вал. Примерно так это, наверное, можно описать.
Подойдет ли все сказанное для Гранда - не могу сказать, не пробовал. Двери у нас разные.
chief