Логика контроллера системы впрыска (SBEC)Как работает впрыск на любимом авто. Любителям JEEP посвящается. Была сделана очередная попытка систематизировать общие (и в дальнейшем конкретные (по двигателям 2.5L и 4.0 L) ) и не вдаваясь в научные дебри (все вопросы, исправления и замечания только приветствуются )) принципы работы систем впрыска на двигателе оборудованном следующими датчиками: MAP - (датчик) определяет абсолютное давление в впускном коллекторе .(Не путать с датчиком расхода воздуха ). МАТ - (датчик) определяет температуру воздушного потока в впускном коллекторе . TPC - (датчик) определяет положение дроссельной заслонки. RPM - (не датчик)количество оборотов коленчатого вала в минуту, высчитывается ECU и выводится пользователю на ТАХОМЕТР(если имеется) . Практически управляющее устройство вычисляет время на которое необходимо открыть форсунку (инжектор). где: PW - Время (в микросекундах) подачи топлива инжектором или Fuel Pulsewidth . InjTurnOn = Время (в микросекундах) необходимое для полного открытия инжектора, при рабочем напряжение 12 вольт . Типичное значение - 1.5 ms(физический смысл данного параметра заключается в том что инжектор представляет собой индуктивность и следовательно не может произойти мгновенного полного открытия форсунки )/ BattComp = Компенсирующее значение (+ или - в микросекундах) если рабочее напряжение отличается от 12 вольт (физический смысл данного параметра заключается в том что бортовое питание может отличатся от заложенного значения 12 вольт которое взято за основу в InjTurnOn). (В автомобилях GM в ECU присутствует специальная микросхема типа (LM1949 Injector Drive Controller ) которая автоматически производит коррекцию данного параметра.) В ECU JEEP коррекция производится программно. AccPw =Добавочное значение Pulsewidth (в микросекундах) в течение ускорения.(Зависит от того как вы нажали на педаль акселератора, ‘потихоньку’, или ‘ тапок в пол ’). На чем как правило и построены все переделки программ ‘ спортивный стиль, экономный стиль’).Вот и где пригодился датчик TPC.
InjFlowRate (IFR) =(фунт / микросекунда) Пропускная способность инжектора(форсунки) при рабочем давлении (вот откуда проблемы если барахлит бензонасос или забита форсунка ), определяется изготовителем форсунки (‘а то поставил другую и все КЛАССНО работает’). . 0.67 = константа которая учитывает тот факт, что в течение впрыска среднее количество впрыскиваемого топлива будет приблизительно больше на 1/3 от требуемого количества .(Другими словами в форсунки присутствует клапан и он не может мгновенно перекрыть подачу топлива (конусность клапана форсунки и рабочее давление в системе)). И вычисляется из следующего соотношения ReqdFuel = Необходимое количество топлива (в фунтах) для одного цилиндра: Параметр GammaEnricch рассмотрим позднее (Учитывается температура двигателя ,содержание СО ). Необходимое количество топлива (в фунтах) для одного цилиндра прямо пропорционально MassAirFa = Массе воздуха ( в фунтах) для желательного соотношения (топливо/воздух ) для одного цилиндра (исключая режим специального обогащения). По теории для оптимального сжигания топлива необходимо соблюсти соотношение (воздух /топливо = 14.7 или топливо/ воздух = 1/14.7). То есть по расходу воздуха можно определить необходимое количество топлива .
Или, другими словами, имея датчик абсолютного давления в впускном коллекторе и зная температуру воздуха в впускном коллекторе и также барометрическое(атмосферное) давление ВЫЧИСЛИМ плотность воздушного потока (в фунтах на кубический фут) где: BaroPress = барометрическое давление в KPA * 10 (используется датчик MAP ,когда двигатель включен но не запушен или открыта полностью дроссельная заслонка во время работы двигателя ) или заложен постоянный коэффициент. 31 = 3.1 KPA * 10 поправочный коэффициент для коррекции давления, при влажности 75 процентов и температуре 85 градусов по фарингейту ( Коррекция на относительную влажность (из за отсутствия такого датчика ) ). MatTemp - температура воздуха в впускном коллекторе в градусах F * 10 (от датчика MAT). Далее вычисляется Масса воздуха для необходимого соотношения топливо/воздух, которое и будет прямо пропорционально необходимому количеству топлива где: MassAirCoefficient, константа которая является поднабором первоначально известных значений (таких как объем двигателя, количество цилиндров двигателя ) входящих в MassAirFa уравнение : где (CID/1728) объем двигателя в кубических дюймах приведенного в кубические футы (константа 1728). NCYL количество цилиндров двигателя. 1/14.7 стохометрическое соотношение топливо/ воздух (не путать - воздух/топливо) (1/MAP(WOT)) абсолютное давление в впускном коллекторе при полностью открытой воздушной заслонки (в KPA * 10) (вообще приблизительно 100 KPA ). Другим значением входящим в уравнение MassAirFa , является функция VeafCorr(MAP, RPM), которая определяет коэффициент наполнения цилиндра по нормализованному соотношению воздух / топливо при определенных оборотах двигателя(RPM) : то есть зная
MAP = абсолютное давление в впускном коллекторе (KPА * 10) (от датчика MAP) . RPM = количество оборотов коленчатого вала в минуту. берется значение из таблицы В идеальном случае , все значения в этой таблице должны быть равны 1.0 (что определет 100 % эффективность наполнения цилиндра и стохометрическое соотношение воздух / топливо (14.7)). Но практически применяется : или другими словами при нагрузках требуется богатая смесь, так как при работе двигателя на холостом ходу наоборот обедненная (уменьшение расхода топлива ) или, например, желательное соотношение воздух/топливо при больших значениях MAP ( при нагрузке ) (11...12)/ 1 (богатая смесь), а при низких значениях MAP (холостой ход) ( 14...15)/ 1.
Данные таблицы получают при прогоне двигателя на испытательном стенде и в дальнейшем закладываются в программу ECU в виде констант или интерполяционных таблиц, (то есть закладываются базовые значения а по ним программа рассчитывает промежуточные значения ). Практически все переделки программ ECU заключаются в изменение данных, заложенных в эти таблицы (но никак не программ (покажите хоть одну) ) и изменение этих данных без прогона на испытательном стенде я считаю чистым шарлатанством, не считая случая при добровольном изменении. Таблица коэффициентов наполнения цилиндра по оси Z в процентах от RPM & MAP.Дисассемблированный мной файл программы SBEC (XJ93SBEC_code.zip) Прошивка контроллера (XJ, 6-цилиндровый двигатель, ручная КПП) 56027356.bin Прошивка контроллера (ZJ, 6-цилиндровый двигатель, автоматическая КПП) 56029009.bin Блок-схема процессора (в формате PDF) Константин Грязнов (Piton).
Ссылки
|