Эссе об АБС компании Bendix. Часть 1-я.см. также: Часть 2-я, Начало, Насос высокого давления, Модулятор Нет давления в системе тормозов.Первое, с чем мне пришлось столкнуться, - неожиданные падения давления в гидравлической ситеме. Выражались они в том, что зажигались лампы Check Antilock и Brakes, и, через некоторое время, педаль тормоза становилась очень тугой. Читая статьи братьев наших из-за океана, понял, что это дело достаточно обычное. Кроме того, бывают еще случаи заклинивания педали тормоза в нажатом состоянии. Оригиналы из Крайслера посоветовали поначалу дилерам ставить на педаль дополнительные возвратные пружины - "гениальное" решение. Ремонты тормозной системы как правило и за рубежом и у нас выливались в круглые суммы порядка $2000. В наше трудное время желательно избегать таких затрат, посему... Первая и самая простая причина и предтеча многих вероятных дальнейших проблем - прекращение подачи тормозной жидкости к насосу высокого давления. Оказалось, что подача жидкости блокировалась в бачке главного цилиндра. Детально в устройстве резервуара для тормозной жидкости я не разбирался, но есть ощущение, что датчик уровня в нем имеет поплавок, выполняющий одновременно и функцию отсекателя подачи жидкости к НВД при снижении ее уровня (чтобы при повреждениях магистралей не стравить всю жидкость наружу). Там имеется еще система перегородок которые тоже участвуют в этом процессе. Разламывать бачок для удовлетворения собственного любопытства я не стал, поэтому все ощущения сложились исключительно "по данным внешней разведки". После промывки всех внутренностей бачка поплавок начал ходить свободно, а "отсечки" жидкости прекратились. Мыл водой (сразу прошу на меня гневно не кричать -о вреде попадания влаги в тормозную жидкость мне известно), потом долго сушил сжатым воздухом и т.д. Бачок, к сожалению, при этом надо снимать с главного тормозного цилиндра, предварительно слив тормозную жидкость. Перед тем, как разобрать весь этот узел пару раз восстанавливал его работоспособность простым продуванием через шланг подачи жидкости от бачка к НВД.
Если у кого-то произойдет такая
блокировка в дороге, могу
порекомендовать снять конец шланга с
насоса высокого давления (имеется ввиду
подводящий к НВД жидкость шланг),
открыть крышку бачка и подуть в шланг
пока не ощутите хлопок и воздух не
начнет идти в бачок. Этого хватает на
некоторое время. За это время по
хорошему надо бы собраться промыть
бачок. Помните, что тормозная жидкость
ядовита, и желательно ее не хлебать. При больших усилиях на штоке главного цилиндра начинает изнашиваться все подряд, начиная с простейшей механики самой педали и кончая клапаном в поршне главного цилиндра, уплотнителями этого поршня и наконец поверхностями поршня и цилиндра. Судя по конструкции, главный цилиндр старых тормозов рассчитан на то, что усилие в нем всегда создается давлением тормозной жидкости из гидроаккумулятора. Если давления нет, а тормоз выжимается ломовым усилием резко увеличивается механическая нагрузка на детали центрального клапана в поршне цилиндра, а сам поршень приводится в движение усилием, направленным под углом к оси, что вызывает сначала усиленный износ уплотнителей, а затем и задевание поршня за внутреннюю поверхность цилиндра. Этот поршень с его клапаном и уплотнителями и есть самое слабое место в гидросистеме старых тормозов. О его ремонте расскажу попозже. Еще хотелось бы отметить, что регулярная езда с пониженным давлением (и, как следствие, непрерывно работающим НВД) приводит к перегрузке двигателя насоса высокого давления и возможному выходу его из строя (стоит еще примерно до $800). Этот насос не рассчитан на непрерывную работу, греется от нее подобно утюгу и просто механически изнашивается. Некоторые экземпляры (например мой - тьфу-тьфу) могут достаточно долго работать в таких условиях, но фирма как говорится "гарантии не дает". О прокачке тормозов и регулировке колодок.Тормоза с мощной гидравликой часто неплохо продавливают воздушные пузыри в системе, но при этом возрастает расход тормозной жидкости в контуре высокого давления. Если это происходит при режиме движения с интенсивными торможениями и частыми срабатываниями АБС, насос может не успевать подкачивать давление в гидроаккумулятор и через какое-то время загорится лампа "Check Antilock". Ее (лампу) можно рассматривать в данном случае как напоминание о том, что пора делать профилактику тормозам и менять манеру пользования ими. Если у вас отказал регулятор зазора в задних тормозных барабанах - это вредно сразу по целому ряду причин. Что касается АБС, то увеличенный ход колодок вызывает повышенный расход жидкости из гидроаккумулятора и нарушает временные характеристики АБС. Маленькое замечание. Аккумулятор давления имеет довольно большой объем. Он только кажется маленьким (кто не верит - может подсчитать, вспомнив геометрию). При блокированной подаче жидкости от НВД, при условии, разумеется, что все остальное в порядке (воздух в системе отсутствует, зазоры у тормозных колодок в норме, внутри гидросистемы нет утечек между контурами и т.д.), можно, после загорания лампы Check Antilock, проехать по городу несколько километров, пока на педали тормоза начнет появляться большое усилие (давление в гидравлическом бустере упадет почти до нуля). Об этом следует помнить, приступая к работам. Сначала при выключенном (!) зажигании надо нажимать и отпускать педаль тормоза пока она не станет очень тугой (раз пятьдесят примерно), потом уже приступать к раскручиванию штуцеров. На всякий случай, рекомендую сначала ослабить штуцер магистрали высокого давления от НВД к гидроаккумулятору, чтобы снять остатки давления. Предупреждение: Когда будете затягивать его при сборке, не создавайте излишних моментов - резьбу там очень легко повредить. О регулировке датчиков.Если датчики колес разрегулированы, и уровни их сигналов находятся на пороге чувствительности контроллера, практически каждое торможение сопровождается самопроизвольными срабатываниями АБС. Происхождение этого явления таково. При появлении тормозного усилия оси колес за счет люфтов и упругих деформаций несколько смещаются назад, а датчики вращения расположены как раз перед осями колес. Зазоры увеличиваются и сигнал падает ниже порога. Контроллер воспринимает это как блокировку колеса и начинает отработку соответствующей процедуры. Результат ,в зависимости от состояния дороги и разрегулированности датчиков, -дробный стук срабатывающей системы АБС и ухудшение тормозных характеристик, либо временная блокировка тормозов (педаль при этом клинит, а машина продолжает двигаться). При первых же признаках такого явления следует произвести необходимые регулировки. Последствия вероятного ДТП могут обойтись куда дороже. Это относится к тормозам с АБС вообще, а не только к старым BENDIXам. Постоянные срабатывания АБС увеличивают расход тормозной жидкости в контуре высокого давления и через некоторое время может загораться (а потом гаснуть) лампа Check Antilock. Особенно, если в системе тормозов есть воздух, а колодки нормально не регулируются. Когда горят лампы?Лампа Check Antilock зажигается:
Лампа Brakes горит: Смотри электрическую схему блока управления АБС Что происходит после включения зажигания (не вдаваясь в мелкие подробности)?Даже если двигатель машины не запущен, НВД (если в этом есть необходимость) включается и начинает нагнетать жидкость в гидроаккумулятор. Система АБС активируется при достижении определенного давления в гидроаккумуляторе, если нет неисправностей в датчиках, блокирующих ее работу. Лампа Check Antilock при этом гаснет, а клапаны и реле издают этакий характерный перестук. Датчик давления в системе АБС стоит вблизи гидроаккумулятора. АБС уже готова к работе, но НВД продолжает поднимать давление. У него есть свой датчик на самом насосе. Это естественно, т.к. рабочее давление в системе должно быть выше минимально необходимого для работы АБС. Воздействие на тормоза гидравлического бустера ощущается даже при очень небольшом давлении жидкости (это надо иметь ввиду - случай, когда тормоза работают нормально, а для АБС не хватает давления) . Если после запуска НВД в течение нескольких десятков секунд не будет достигнуто минимально необходимое для АБС давление, загорится лампа "BRAKES".
Еще раз хочу подчеркнуть: АБС -
сложные системы и они могут нормально
работать только тогда, когда исправны
все их компоненты: Конец части первой.
|